География - лучший географический портал. Сайты, учебные материалы по географии.

Приморский край в советский период

Страница 4

Тем не менее, несмотря на принудительные выселения, депортации, расстрелы и возвратную миграцию, население Приморья в 30-е гг. росло довольно быстро. К 1940 г. его численность достигла 939 тыс. чел. По переписи 1939 г. численность горожан Приморского края превысила численность сельского населения, в то время как в среднем по СССР это произошло только в конце 50-х гг. Таким образом в 30-е гг. Приморье превратилось в промышленно-аграрный край с преимущественным развитием добывающих отраслей.

К концу 30-х гг. международная атмосфера становилась все более напряженной. На дальневосточной границе обострилось советско-японское военное противостояние, вылившееся летом 1938 г. в вооруженный конфликт в районе оз. Хасан, во время которого с обеих сторон погибло 1,5 тыс. чел. и было ранено более 4 тыс. чел. Приготовления к войне заставляли держать с той и другой стороны границы крупные военные формирования. В Приморском крае базировались части ОКДВА, погранвойск и Тихоокеанского флота.

В годы второй мировой войны Приморье, являясь глубоким тылом, избежало непосредственных боевых действий. Тем не менее этот период, как и для всей страны, стал для приморцев временем напряжения всех жизненных сил. На край легла большая нагрузка по производству военной техники и снарядов, судоремонту, добыче леса, угля, редких и цветных металлов. В условиях, когда Балтика, Черное и Азовское море временно выбыли из числа производителей рыбной продукции, Приморье вместе с другими прибрежными районами Дальнего Востока стало практически единственной рыбопромысловой базой страны. Ввиду блокирования портов Балтийского и Черного морей порт Владивосток, ДВМП и Дальневосточная железная дорога выполняли основной объем транспортных перевозок в СССР. Суда ДВМП в тяжелейших военных условиях навигации перевезли через порт Владивосток почти половину грузов, отправленных США в качестве союзнической помощи СССР по закону о ленд-лизе (принят Конгрессом США 11 марта 1941 г.), при этом 23 судна ДВМП погибли.

После окончания второй мировой войны Приморский край продолжал развиваться как крупный промышленно-аграрный район Дальнего Востока с сохранением преимущественно сырьевой специализации. Здесь осваивались все новые и новые месторождения угля и руд, строились горно-обогатительные фабрики, новые электростанции. Рыбная промышленность пополнилась траулерами, сейнерами, рефрижераторами. Существенную роль в экономике края продолжал играть железнодорожный и морской транспорт. Большой поток транспортных перевозок осуществляла Дальневосточная железная дорога, порт Владивосток. Был выстроен новый крупный порт Находка, который в 70-80-е гг. становится одним из крупнейших в Российской Федерации. В Находке с 1971 г. базируется второе (после ДВМП) морское пароходство в крае - Приморское. Суда ДВМП и Приморского пароходства перевозили грузы и пассажиров на внутренних тихоокеанских линиях, а также в порты КНР, КНДР, Вьетнама, США, Канады и других стран. С 80-х гг. недалеко от Находки начал работу еще один новый приморский порт - Порт Восточный, единственный на Дальнем Востоке, имеющий специализированные комплексы по переработке различных видов технологического груза.

Кроме того, крупные государственные капиталовложения были внесены на создание предприятий военно-промышленного комплекса. Большинство предприятий добывающей и военно-промышленной отрасли имели всесоюзное значение и подчинялись союзным министерствам и ведомствам. К середине 60-х гг. созданы также новые для края отрасли промышленности: химическая, электротехническая, приборостроительная, инструментальная, фарфоровая, мебельная и др.

Что касается сельскохозяйственного производства Приморья, то оно, в отличие от промышленного, традиционно имело лишь внутрикраевое значение, однако не обеспечивало полностью потребностей края в продовольственной продукции, которую дополнительно приходилось закупать в других регионах страны и частично за границей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие публикации

Пенза
Город Пенза является административным, промышленным и культурным центром Пензенской области, которая расположена на Восточно-Европейской равнине, занимает среднюю и западную часть Приволжской возвышенности и граничит с Мордовской республикой, Ульяновской, Саратовской, ...

Челябинск
Челябинск, центр Челябинской области, в 1919 км к востоку от Москвы. Расположен на восточном склоне Южного Урала на р. Миасс. Высота над уровнем моря - 210-240 метров. Климат умеренно-континентальный. Зима продолжается с ноября по март. Лето непродолжительное, но в от ...

Разделы

Поиск