География - лучший географический портал. Сайты, учебные материалы по географии.

Приморский край в советский период

Страница 1

Гражданская война и иностранная интервенция окончились на Дальнем Востоке на два года позже, чем в центральных районах России. 25 октября 1922 г., вытеснив за границу остатки агонизирующих белых войск, во Владивосток вошли части Народно-Революционной Армии Дальневосточной Республики (ДВР). В ноябре того же года ДВР была упразднена, а Дальний Восток присоединен к РСФСР. Так, сменив череду белых правительств, советская власть на несколько десятилетий прочно установилась в Приморье.

В геополитической системе советского государства Приморье, как и в дореволюционный период, занимало место одной из составных частей российского дальневосточного региона. В 20-е - 30-е годы под воздействием общегосударственных территориально-административных преобразований оно неоднократно меняло свой статус и имя.

С 1922 по 1926 г. это была Приморская губерния, которая входила в образованную на территории бывшей ДВР Дальневосточную область (ДВО). В 1926 г. ДВО была преобразована в Дальневосточный край (ДВК), а Приморская губерния сначала - во Владивостокский округ, затем (с 1932 г.) - в Приморскую и Уссурийскую области.

Административным центром Дальнего Востока с 1923 по 1938 г. был г. Хабаровск, где размещалось все региональное руководство, в непосредственном подчинении которого находились и приморские власти. Лишь с 1938 г. Приморская и Уссурийская области, преобразованные в край, напрямую стали подчиняться Москве, так как ДВК был разделен на две самостоятельные административно-территориальные единицы: Хабаровский край с центром в г. Хабаровске и Приморский край с центром в г. Владивостоке. С тех пор и по настоящее время Приморье имеет статус Приморского края с непосредственной субординацией Москве.

Приморье является юго-восточной окраиной государства, приграничьем, форпостом России на Тихом океане, местом соприкосновения российской и восточной цивилизаций, неотъемлемой частью международного восточно-азиатского региона. Этот геополитический статус Приморья в сочетании с его «советскостью» стал источником своеобразия исторического развития края в последующие семь десятилетий. Через Приморье Россия поддерживала контакты с Китаем, Японией, США и другими странами. Особый отпечаток присутствию России в АТР придавала Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) с центром в г. Харбине, которая до 1935 г. находилась в совместном владении СССР и Китая. Дорога связывала Приморье с Маньчжурией, а через нее - с сибирскими регионами России. На КВЖД работали советские и китайские граждане.

На советско-китайских и советско-японских (в период существования Маньчжоу-Го) взаимоотношениях отразилось также проживание в 20-40-х гг. в Северо-Восточном Китае большой массы российских эмигрантов (около четверти миллиона чел.), которые ушли из России, спасаясь от власти большевиков. Они создали колонию в непосредственной близости от границ с Приморьем, большей частью оппозиционно настроенную советской власти, что усугубляло напряженность международных контактов в этом регионе.

Приморский участок дальневосточной границы с Китаем и Кореей нередко выступал самостоятельным «персонажем» истории. Прозрачность границы в 20-е - начале 30-х гг. способствовала разгулу в Приморье белого бандитизма. Остатки вооруженных белых формирований, сосредоточившихся после окончания гражданской войны в приграничных районах северо-восточного Китая, совершали регулярные вылазки на российскую территорию, где грабили местных жителей, расправлялись с советскими и партийными работниками. Наиболее активный период белого бандитизма продолжался до 1926 г., пока усилиями ОГПУ, милиции и погранохраны не были разгромлены самые крупные банды. Но проникновение в Приморье мелких белоэмигрантских вооруженных групп продолжалось и в дальнейшем, в 30-е гг.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие публикации

Первая экспедиция, 1492–1493.
Поскольку моряки из Палоса-де-ла-Фонтеры нарушили королевский закон, занимаясь нелегальной торговлей в африканских водах, монархи постановили, что именно этот город предоставит экспедиции Колумба два судна. Это были две каравеллы, названные «Пинта» и «Нинья». Кроме то ...

Заданные масштабы: 1:10 000; 1:50 000.
Картировочно-поисковые наземные магнитные съемки проводятся для решения задач крупномасштабного геологического картирования — выявления магнитных пород, в частности интрузий и эффузивов, областей скарни-рования и контактовых изменений, тектонических структур, областей ...

Разделы

Поиск