География - лучший географический портал. Сайты, учебные материалы по географии.

Освоение Приморья

Страница 3

Ведущую роль в этот период здесь также играло крестьянство: количество их дворов - 35728 составляло 67,3% от общего числа, лошадей - 91877 (89,7%), крупного рогатого скота - 167542 головы (90,5%), свиней - 152490 (83,8%). Под посевами у них находилось 235912 дес. или 83,7% всей посевной площади региона. Крестьянами были построены 162 водяных, 190 ветряных и 76 паровых мельниц. Так заселялось и осваивалось Приморье во второй половине XIX-начале XX в.

На раннем этапе освоения Приморья его промышленность развивалась преимущественно за счет разработки богатейших природных ресурсов. В 1860 - 1880 гг. наибольшее значение имели промыслы: лесные (заготовка дров, строевого леса, а также древесных грибов, женьшеня, целебных трав и других дикоросов, пантов и т.д.), морские (добыча морской капусты, трепангов, крабов и т.д.), лов рыбы. Владивостокские предприниматели развивали китобойный промысел: в 1870-1890-е гг. добычу китов вел О.В.Линдгольм, затем шкипер Ф.Гек, в 1889-1890 гг. — А.Г.Дыдымов (который погиб вместе со своим экипажем в 1891 г.).

Уже первое знакомство с Южно-Уссурийским краем выявило присутствие самых разнообразных полезных ископаемых: угля, железных и серебро-свинцовых руд и т.д. В 1867 г. найдено рудное золото на о.Аскольд (здесь возник прииск Основательный, он разрабатывался с перерывами до 1912 г.). в конце века — на материке, в районе Находки, где добыча велась в небольших размерах и носила неустойчивый характер. С 1859 по 1878 г. примитивным, кустарным способом силами военной команды добывался уголь в окрестностях залива Посьета, в 1881-1890-е гг. — близ Амурского залива владивостокским купцом Федоровым (добывалось от 30 до 70 тыс. пуд. в год). Зарождавшаяся обрабатывающая промышленность была направлена на удовлетворение самых насущных потребностей населения и развивалась главным образом за счет роста мельниц, кузниц, кирпичных заведений. Первые крупные предприятия строятся казенными ведомствами: судоремонтные мастерские во Владивостоке (1864 г., впоследствии — крупнейшее судоремонтное и судостроительное предприятие - Дальзавод), различные мастерские, паровые мельницы, лесопильни и пр. В 1870-1880-е гг. возникают первые частные предприятия фабрично-заводского типа. К 1890 г. обрабатывающая промышленность Приморья насчитывала 212 предприятий (без учета казенных), концентрировавшихся во Владивостоке и Южно-Уссурийском округе, с общей суммой производства 314 тыс. руб., из них: 109 мельниц, 52 кузницы, 19 солеварен, 10 кирпичных, 10 кожевенных, 5 лесопильных, 3 литейно-механических и 3 пивоваренных. Кроме того, во Владивостоке функционировало более 30 различных мастерских (портняжные, столярные, сапожные, часовые и пр.).

Важным фактором, ускорившим промышленное освоение Приморья, стало сооружение Уссурийской ж.д.(1891-1897 гг): предпринято геологическое изучение края, усилилась частнопредпринимательская активность, возрос приток капиталов, переселенцев, рабочих, активизировались морское и речное судоходство, торговля. Был дан толчок развитию промышленной угледобычи: в 1900 г. в Южно-Уссурийском крае действовало 5 угледобывающих предприятий ( с объемом добычи 1243,9 тыс. пуд.), 3 прииска (с добычей около 5 пуд.), 2 каменоломни; заметно возросли масштабы промыслов, особенно лесозаготовок, расширилось китобойное дело, которым стал заниматься Г.Г.Кейзерлинг, а с 1899 г. — Я.Л.Семенов и Г.Ф.Демби,

Но наиболее высокими темпами развивалась обрабатывающая промышленность: в 1901 г. в Уссурийском крае действовало уже 946 частных предприятий с общей суммой производства 5,1 млн. руб., т.е. за 12 лет количество предприятий увеличилось в 4,4 раза, а объем производимой продукции — почти в 10 раз. Структура обрабатывающей промышленности усложнилась за счет роста предприятий различной специализации: появились стекольное, фарфоровое, винокуренное, соевое, кондитерское, канатное, бетонное предприятия, пивобезалкогольные, маслобойные, мыловаренные, колбасные, свечные заводы. Начался рост механизации производства: к 1901 г. насчитывалось примерно 38 фабрично-заводских предприятий (общей энерговооруженностью1300 л.с., суммой производства 2,5 млн. руб., 2,8 тыс. рабочих), удельный вес которых в общем объеме вырабатываемой отраслью продукции составлял около 50%. В 1890-е гг. в Приморье появляются первые электростанции, в 1901 г. их насчитывалось уже несколько (фирмы «Кунст и Альберс», Циммермана, Скидельского, Пташникова и Китайского банка), большинство из которых давали электроэнергию исключительно для освещения зданий.

Начало ХХ в. было отмечено кризисом перепроизводства, поразившим развитые страны, в том числе и Россию, где кризис был усугублен политическими событиями (русско-японская война, революция). В Приморье, в частности, в 1906 г. количество действовавших предприятий оставалось на уровне 1901 г.; а сумма производства сократилась на 38%. Лишь с 1908 г. начинается новый подъем экономики, чему способствовал рост государственных инвестиций в строительство железных дорог, военных и др. объектов, приток переселенцев и т.д. В 1913-1914 гг. обрабатывающая промышленность Приморья насчитывала примерно 1135 предприятий (без учета казенных), производивших продукции на сумму 13,6 млн. руб. Хотя по-прежнему количественно преобладали мельницы, кузницы, кирпично-известковые предприятия, заметно возросла роль фабрично-заводского сектора. В целом, по данным фабричной инспекции, в Приморской области (в дореволюционных границах) в 1914 г. действовало 191 частное предприятие фабрично-заводского типа с общей суммой производства 25 млн. руб., общей мощностью двигателей 15833 л.с., числом рабочих 7,1 тыс., 85% из них концентрировалось во Владивостоке и Южно-Уссурийском уезде. По сумме производства отрасли обрабатывающей промышленности распределялись следующим образом: обработка питательных веществ — 16 млн. руб., обработка дерева — 3,5 млн. руб., металлообработка — 1,2 млн. руб., обработка минеральных веществ— 1,2 млн. руб., полиграфия — 0,8, электростанции и рефрижераторы — 0,6, обработка кожи, производство мыла — 0,6 млн. руб. Функционировал ряд казенных предприятий, крупнейшее из которых — Владивостокский судоремонтный завод (Дальзавод) имел сумму производства 3 млн. руб., энерговооруженность 2,5 тыс. л.с., занимал около 3 тыс. рабочих.

Страницы: 1 2 3 4

Другие публикации

Приморье в проектах регионального сотрудничества: потенциал и перспективы
ПРЕДПОСЫЛКИ РАСШИРЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА. Политическая разрядка, рост экономической взаимозависимости стран Восточной Азии, их общие интересы и осознание необходимости сотрудничества ради собственного процветания усилили в конце 80-х - начале 90-х годов интеграционные пр ...

Таджикистан
Площадь: 143,1 тыс. км2. Численность населения: 6,1 млн. человек (1998). Государсвенный язык: таджикский; язык межнационального общения — русский. Столица: Душанбе (515,1 тыс. жителей, 1998). Государственный праздник: День провозглашения независимости (9 сентября, ...

Разделы

Поиск