География - лучший географический портал. Сайты, учебные материалы по географии.

Освоение Приморья

Страница 3

Ведущую роль в этот период здесь также играло крестьянство: количество их дворов - 35728 составляло 67,3% от общего числа, лошадей - 91877 (89,7%), крупного рогатого скота - 167542 головы (90,5%), свиней - 152490 (83,8%). Под посевами у них находилось 235912 дес. или 83,7% всей посевной площади региона. Крестьянами были построены 162 водяных, 190 ветряных и 76 паровых мельниц. Так заселялось и осваивалось Приморье во второй половине XIX-начале XX в.

На раннем этапе освоения Приморья его промышленность развивалась преимущественно за счет разработки богатейших природных ресурсов. В 1860 - 1880 гг. наибольшее значение имели промыслы: лесные (заготовка дров, строевого леса, а также древесных грибов, женьшеня, целебных трав и других дикоросов, пантов и т.д.), морские (добыча морской капусты, трепангов, крабов и т.д.), лов рыбы. Владивостокские предприниматели развивали китобойный промысел: в 1870-1890-е гг. добычу китов вел О.В.Линдгольм, затем шкипер Ф.Гек, в 1889-1890 гг. — А.Г.Дыдымов (который погиб вместе со своим экипажем в 1891 г.).

Уже первое знакомство с Южно-Уссурийским краем выявило присутствие самых разнообразных полезных ископаемых: угля, железных и серебро-свинцовых руд и т.д. В 1867 г. найдено рудное золото на о.Аскольд (здесь возник прииск Основательный, он разрабатывался с перерывами до 1912 г.). в конце века — на материке, в районе Находки, где добыча велась в небольших размерах и носила неустойчивый характер. С 1859 по 1878 г. примитивным, кустарным способом силами военной команды добывался уголь в окрестностях залива Посьета, в 1881-1890-е гг. — близ Амурского залива владивостокским купцом Федоровым (добывалось от 30 до 70 тыс. пуд. в год). Зарождавшаяся обрабатывающая промышленность была направлена на удовлетворение самых насущных потребностей населения и развивалась главным образом за счет роста мельниц, кузниц, кирпичных заведений. Первые крупные предприятия строятся казенными ведомствами: судоремонтные мастерские во Владивостоке (1864 г., впоследствии — крупнейшее судоремонтное и судостроительное предприятие - Дальзавод), различные мастерские, паровые мельницы, лесопильни и пр. В 1870-1880-е гг. возникают первые частные предприятия фабрично-заводского типа. К 1890 г. обрабатывающая промышленность Приморья насчитывала 212 предприятий (без учета казенных), концентрировавшихся во Владивостоке и Южно-Уссурийском округе, с общей суммой производства 314 тыс. руб., из них: 109 мельниц, 52 кузницы, 19 солеварен, 10 кирпичных, 10 кожевенных, 5 лесопильных, 3 литейно-механических и 3 пивоваренных. Кроме того, во Владивостоке функционировало более 30 различных мастерских (портняжные, столярные, сапожные, часовые и пр.).

Важным фактором, ускорившим промышленное освоение Приморья, стало сооружение Уссурийской ж.д.(1891-1897 гг): предпринято геологическое изучение края, усилилась частнопредпринимательская активность, возрос приток капиталов, переселенцев, рабочих, активизировались морское и речное судоходство, торговля. Был дан толчок развитию промышленной угледобычи: в 1900 г. в Южно-Уссурийском крае действовало 5 угледобывающих предприятий ( с объемом добычи 1243,9 тыс. пуд.), 3 прииска (с добычей около 5 пуд.), 2 каменоломни; заметно возросли масштабы промыслов, особенно лесозаготовок, расширилось китобойное дело, которым стал заниматься Г.Г.Кейзерлинг, а с 1899 г. — Я.Л.Семенов и Г.Ф.Демби,

Но наиболее высокими темпами развивалась обрабатывающая промышленность: в 1901 г. в Уссурийском крае действовало уже 946 частных предприятий с общей суммой производства 5,1 млн. руб., т.е. за 12 лет количество предприятий увеличилось в 4,4 раза, а объем производимой продукции — почти в 10 раз. Структура обрабатывающей промышленности усложнилась за счет роста предприятий различной специализации: появились стекольное, фарфоровое, винокуренное, соевое, кондитерское, канатное, бетонное предприятия, пивобезалкогольные, маслобойные, мыловаренные, колбасные, свечные заводы. Начался рост механизации производства: к 1901 г. насчитывалось примерно 38 фабрично-заводских предприятий (общей энерговооруженностью1300 л.с., суммой производства 2,5 млн. руб., 2,8 тыс. рабочих), удельный вес которых в общем объеме вырабатываемой отраслью продукции составлял около 50%. В 1890-е гг. в Приморье появляются первые электростанции, в 1901 г. их насчитывалось уже несколько (фирмы «Кунст и Альберс», Циммермана, Скидельского, Пташникова и Китайского банка), большинство из которых давали электроэнергию исключительно для освещения зданий.

Начало ХХ в. было отмечено кризисом перепроизводства, поразившим развитые страны, в том числе и Россию, где кризис был усугублен политическими событиями (русско-японская война, революция). В Приморье, в частности, в 1906 г. количество действовавших предприятий оставалось на уровне 1901 г.; а сумма производства сократилась на 38%. Лишь с 1908 г. начинается новый подъем экономики, чему способствовал рост государственных инвестиций в строительство железных дорог, военных и др. объектов, приток переселенцев и т.д. В 1913-1914 гг. обрабатывающая промышленность Приморья насчитывала примерно 1135 предприятий (без учета казенных), производивших продукции на сумму 13,6 млн. руб. Хотя по-прежнему количественно преобладали мельницы, кузницы, кирпично-известковые предприятия, заметно возросла роль фабрично-заводского сектора. В целом, по данным фабричной инспекции, в Приморской области (в дореволюционных границах) в 1914 г. действовало 191 частное предприятие фабрично-заводского типа с общей суммой производства 25 млн. руб., общей мощностью двигателей 15833 л.с., числом рабочих 7,1 тыс., 85% из них концентрировалось во Владивостоке и Южно-Уссурийском уезде. По сумме производства отрасли обрабатывающей промышленности распределялись следующим образом: обработка питательных веществ — 16 млн. руб., обработка дерева — 3,5 млн. руб., металлообработка — 1,2 млн. руб., обработка минеральных веществ— 1,2 млн. руб., полиграфия — 0,8, электростанции и рефрижераторы — 0,6, обработка кожи, производство мыла — 0,6 млн. руб. Функционировал ряд казенных предприятий, крупнейшее из которых — Владивостокский судоремонтный завод (Дальзавод) имел сумму производства 3 млн. руб., энерговооруженность 2,5 тыс. л.с., занимал около 3 тыс. рабочих.

Страницы: 1 2 3 4

Другие публикации

Оползневая генерация склоновых ландшафтов
В развитии ландшафтов оползневых склонов условно можно выделить три основных состояния: предоползневое, оползневое и послеоползневое. Предоползневое состояние склоновых ландшафтов характеризуется нарушением динамического равновесия склонов. Это происходит под влиянием ...

Континентальные платформы и вторичные орогены.
Платформами называются относительно устойчивые участки земной коры. Они развиваются на месте консолидированных складчатых сооружений, возникших при замыкании геосинклиналей. Это обширные, преимущественно равнинные участки земной коры, часто неправильной многоугольной ...

Разделы

Поиск