География - лучший географический портал. Сайты, учебные материалы по географии.

Великий Устюг

Страница 3

С открытием нового торгового пути в Западную Европу через Балтику, который был и удобнее и короче Северного морского пути, Сухоно-Двинская водная магистраль утратила свое былое значение. Так города русского севера оказались в стороне от новых торговых путей, что подорвало их экономику. Но судьба Великого Устюга отличалась от прочих. Причиной дальнейшему процветанию города послужили хорошо развитые многочисленные художественные ремесла (как, например, серебряная чернь), а также сохранившиеся связи с богатыми землями Сибири. И вот, прекратив торговать с Западом, устюжские купцы переключились на Восток.

В 1745 году Михаил Неводчиков исследовал Алеутские острова, в 1748 году Афанасий Бахов совместно с якутским купцом Новиковым увидел неизведанные ранее северные берега Америки, в 1764 году купец Василий Шилов составил карту Алеутских островов и принял активное участие в их освоении. За это он получил от Екатерины II медаль "за усердие о взыскании за Камчаткою новых островов".

В результате всех этих "взысканий" в 1789 году была организована Северо-Восточная компания, которая впоследствии стала называться Российско-Американской. Этой компании принадлежали все промыслы, расположенные по северным берегам Америки, на Алеутских, Курильских и других островах, "по Северо-Восточному океану лежащих". Одним из первых директоров компании становится устюжский купец Михаил Булдаков, зять Григория Шелихова (одного из основателей компании).

Говоря о Шелихове, нельзя не упомянуть об одном занятном топонимическом казусе. Дело в том, что в Иркутской области существует город, названный в честь Шелихова. Честь эта, однако, является весьма сомнительной - в указе 1956 года о присвоении названия фамилия предпринимателя была принята в неправильном написании - Шелехов.

Другие подробности истории освоения Северного Морского Пути, Дальнего Востока, Камчатки, Алеутских островов, Аляски и всей Русской Америки в целом можно прочитать в рассказах о Тотьме и Каргополе.

Но вернемся к истории Устюжского купечества. Означенные купцы, в приграничном с Китаем городе Кяхте, основывают свое торговое общество. Проходит немного времени и Кяхта становится центром русско-китайской торговли.

Но вскоре Россия в результате русско-турецких войн получает выход к южным морям. Что обернулось выгодой для государства в целом, для Великого Устюга послужило началом упадка - сибирские товары стали следовать с Камы на Волгу и далее на юг. А когда в 1869 году открылся Суэцкий канал утратила свое значение и Кяхта, что привело к полному разорению тамошнего устюжского торгового общества. Неудивительно, что строящиеся во второй половине 19-го века железные дороги обходят город стороной и Великий Устюг полностью утрачивает свое прежнее экономическое значение и величие.

Дороги, транспорт

Основной способ добраться до Великого Устюга - поездом до станции Ядриха (прямое сообщение с Москвой, Петербургом, Архангельском; годятся поезда на Воркуту, Лабытнанги, Котлас, Сыктывкар) и далее автобусом до города. Время пути сокращается часа на три, если ехать поездом лишь до Вологды и там пересесть на прямой автобус до самого Устюга. Минусы - автобус ходит 6 раз в неделю и идет целых 9,5 часов. Можно также добраться из Вологды до Устюга на самолете - это всего вдвое дороже чем на автобусе, но ровно в 10 раз быстрее. К сожалению, самолет летает лишь 2 раза в неделю. Самый невыгодный по времени способ, хотя и самый простой - воспользоваться прямым вагоном Москва - Великий Устюг.

Главные дороги из Великого Устюга ведут на Вологду через Тотьму, на Урень через Никольск и Шарью, а также на железнодорожную станцию Ядриха (последняя дорога недавно продлена до поселка Березник, лежащего на трасса Москва - Архангельск). До 1998 года, когда провели новую дорогу на Вологду, связь Великого Устюга с внешним миром осуществлялась, в основном, именно через эту самую Ядриху. Это маленькая станция примерно в 60 км от Устюга на магистральной железной дороге Коноша - Воркута. Останавливается большинство поездов. Пункты назначения - Москва, Петербург, Архангельск, Вологда, Котлас, Сыктывкар, Воркута, Лабытнанги. От Ядрихи отходит ветка до самого Устюга, но по ней ходит всего один пассажирский поезд в день.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие публикации

Сейшельские острова
Площадь: 378 км2. Численность населения: 72 тыс. человек (1997). Государственный язык: английский, французский. Столица: Виктория (30 тыс. жителей, 1997). Государственный праздник: День независимости (29 июня, с 1976 г.). Денежная единица: сейшельская рупия. Чле ...

Изменение рельефа, образование эксковационных
полостей и отвалов в процессе добычи Рускеальского мрамора. В результате добычи мрамора в Рускеала образовались денудационные и аккумулятивные формы рельефа. Денудационные формы рельефа – это такие формы, которые образуются в процессе добычи полезных ископаемых. Они ...

Разделы

Поиск