География - лучший географический портал. Сайты, учебные материалы по географии.

Слегка укрощенная

В 1876 году начальником реки Чусовой назначили В. Лохтина. Его вступление в должность совпало с трагедией 1877 года, когда караваны, шедшие по Чусовой, были застигнуты внезапным, резким подъемом воды выше 5 саженей. Из 400 барок, не дождавшихся спада воды, разбилось 47. В связи с этим зафиксировано более 100 утопленников. В следующем году Лохтин провел экспедицию по реке от самой верхней пристани Ревды до пристани Комасино. (Имеется информация, что выше Ревды были еще пристани. Верхнее-Макаровская обслуживала Сысертско-Полевские заводы, и у деревни Раскуиха грузили на барки мрамор. Но, вероятно, эти пристани были временными и использовались по обстоятельствам, потому что в официальных отчетах по Чусовой не фигурировали).

В отчете Лохтина читаем: «…Наш Урал находится в каком-то, смеем сказать, временном застое. Производительность его в настоящем виде ничтожна в сравнении с тою, которая могла существовать сообразно его значительным богатствам, и когда эта деятельность оживится, груза хватит и для железной дороги, и для Чусовой» Он предлагал ряд мероприятий для облегчения по Чусовой более безопасного и продолжительного сплава. Одним из таких мероприятий было создание резервного водохранилища в пяти верстах выше устья речки Ревды.

До 1878 года в среднем ежегодно на каждые 30 судов приходилось одно разбитое о камни, тогда как за предыдущие пять лет разбивалось каждое 17-е судно. К 1899 году для обеспечения безопасности были проведены работы. У камней Косой, Бражка, Владычный, Волегов, Узенький, Дужной, кирпичный, Горчак, Молоков стали устраиваться заплавни – закрепленные на тросах бревна и спущенные в воду. Отводя прямой удар барки о скалу, они служили амортизаторами.

Кроме того, было срезано до 15 мысов, расчищено 7 переборов, взорван и убран выступ у камня Разбойник, вынуто около 7000 кубических сажен крупных камней, выступавших в глубоких местах из воды, поставлено более 1000 причальных столбов-хваток. В 90-е года 19 века случаи крушения судов снизились с 10 до 4 %.

Из 18 действовавших пристаней (Ревдинской заводской, Васильевской заводской, Билимбаевской заводской, Ашурковской купеческой, Уткинской казенной, Нижнесельской купеческой, Трекинской Яковлевой, Курьинской казенной, Утка-Демидова заводской, Шайтанской заводской, Мартьяновской казенной, Сулемской, Межевой Уткинской, Кашкинской, Кыновской заводской, Ослянской, Койвинской, Чусовской заводсткой) всего пять пристаней имели удобные гавани: Утка-Демидова, Шайтанка, Утка Межевая, Кашка и Кын.

Только в начале 20-го века Чусовая сдала позиции в конкуренции с железной дорогой.

Другие публикации

Методика исследования горных выработок.
Объект «Рускеала» (каменоломни) изучались автором, как сказано выше, практически и теоретически. Чтобы исследовать объект на местности, автору пришлось приехать туда на машине, взяв с собой измерительную рулетку (для измерительных работ), резиновую надувную лодку (что ...

Палау
Территория государства состоит из более чем 200 мелких островов (только 8 из них обитаемы) вулканического и кораллового происхождения общей площадью 458 кв. км в группе Каролинских, расположенных в Микронезии. Население — 20,3 тыс. чел. (2005 г.), его среднегодовой п ...

Разделы

Поиск