География - лучший географический портал. Сайты, учебные материалы по географии.

Этническое взаимодействие русских с северными народами (на примере народа коми)

Страница 6

Будущее основных народов Республики Коми.

Республика Коми относится к национально-государственным образованиям, где титульная национальность составляет меньшинство населения; в обозримом будущем изменений не предвидится. Отсутствие межнациональных конфликтов способствует стабильности некоренного (русского) населения. Русские не намерены ни уезжать из республики, ни осваивать коми культуру, чтобы стать «своими» для коми этноса. Коми, наоборот стремятся покинуть республику (9,5% населения – потенциальные мигранты).

Русские выступают ни за, ни против расширения прав коми народа в РК; оба народа не хотят принимать коми язык в качестве государственного. Мнения расходятся лишь насчет пользования недрами: с тем, чтобы богатства Коми земли принадлежали исключительно коми народу, согласились 19% коми и лишь 5% русских и 19,3% коми согласились с тем, что земля и недра в республике должны принадлежать только коми народу. Необходимость представления приоритетных прав титульной национальности подчеркивают 30% коми и 10% русских.

Отношение к кавказским народам нейтральное (30% русских и коми желает, чтобы они уехали; 45% равнодушны, 32% настроены гостеприимно).

Традиционные обычаи (свадьба, похороны, праздники) практически исчезли из жизни современных горожан. Актуальный автостереотип коми (распространенные представления о собственном народе) явно негативен (прежде всего у молодежи и горожан), активно разрушается позитивный образ собственного этноса.

Культурные ориентации коми смещены в сторону русскоязычной культуры и наднациональных культурных ценностей (Шабаев, 1990). В Республике Коми существует профессиональная художественная культура, пользующаяся определенным влиянием в обществе, но не способная играть роли "цементирующего ядра" этноса.

Замедлено этническое развитие (численность коми не растет последние 30 лет). Этничность сохраняет сельское население, а город является «ловушкой» для коми, где национальная культура быстро разрушается. Но именно городская коми интеллигенция озабочена проблемами национального развития; у остальных национальное самосознание размыто. Многие коми являются носителями «колонизированного сознания» (Тишков, 1993), перенимая от русского большинства пренебрежение к родному языку и культуре.

Язык важен как средство общения и этнический признак; но 30% коми считают родным русский язык (50 лет назад – только 3%). 89% коми-сельчан и 68% коми-горожан знают коми язык; русский язык знают все поголовно. В городе большинство коми (особенно молодое поколение) говорят дома по-русски, в сельской местности (и старшее поколение) - на коми языке.

Коми-горожане – это 2 поколения (раньше - сугубо сельский этнос). В третьем поколении коми-горожане становятся полностью русскоязычными, забывают язык. Семья не передает языковые традиции в городе, в отличие от села.

Хотя 50% коми умеют читать и писать на родном языке, они предпочитают читать и писать по-русски. В 1950-х гг. национальные школы сворачивались (последние ликвидированы в 1974 г.), в так называемых напозднее язык преподавался как факультатив, но посещали мало. В конце 1980-х (движение за национальное возрождение) возросло число изучающих коми язык, созданы Национальная гимназия искусств и Коми гимназия.

Даже в начальных школах комиязычных сел учебный процесс идет на русском (т.к. учебники, пособия – русские). Русский язык часто воспринимается как язык более высокого уровня (язык высшей школы, СМИ, делопроиводство). Однако, в Республике Коми принят "Закон о языках", дающий русскому и коми статус государственного.

Этнические процессы русского населения Коми края

Активное "национальное возрождение" в национальных республиках России приводит не только к повышению интереса к культуре титульных этносов, актуализации их этнического самосознания, но иногда ведет к проявлению русофобии и националистических идей (принцип приоритетных прав титульных национальностей в республиках). Русские общины стали защищать свои интересы. Важно изучать особенности русского населения в разных регионах России, его взаимодействие с другими национальностями в конкретных регионах.

Население формируется путем естественного и миграционного движений населения, что в свою очередь определяет его демографическую и социально-профессиональную структуру. В истории формирования русского населения в Коми крае условно выделяются 2 периода (с доминантой того или иного движения).

Период естественного прироста (XI в. – 1920-е).

С ХI в. (особенно интенсивно в XII-XV вв.) древние пермяне контактируют с русскими. Постоянные русские поселения в Коми крае появились в XII в. В этнических взаимосвязях в средние века доминировал процесс ассимиляции коми, растворения их в массовых потоках русских переселенцев на Север.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другие публикации

Методы изучения земных недр.
В геологии применяют прямые, косвенные, экспериментальные и математические методы. Прямые - это методы непосредственных наземных и дистанционных (из тропосферы, космоса) изучений состава и строения земной коры. Основной - геологическая съемка и картирование. Изучение ...

Гинухцы
Гинухцы, генухцы, гьинози, гьенозе (самоназв.), народ в России. Численность - 0,6 тыс. чел. Относятся к цезским народам, коренное население Западного Дагестана. Говорят на гинухском языке. Распространены также аварский, русский, гунзибский, бежтинский, цезский и груз ...

Разделы

Поиск