География - лучший географический портал. Сайты, учебные материалы по географии.

Этническое взаимодействие русских с северными народами (на примере народа коми)

Страница 5

«Русификаторство» или упрочение связей?

Архивные материалы говорят об «отсутствии инородческих селений нерусских обитателей в Вологодской губернии», поскольку власти не считали коми-зырян иным (нерусским) народом. Главным для государства была общность вероисповедания и хозяйственных занятий; православные крестьяне не воспринимались как «инородцы», несмотря на языковые различия, которые отступали на второй план: «коми - финского происхождения народ, хотя любит говорить своим особым языком, но был обращен в православную веру и причислен издавна к сословию казенных крестьян без отличия от прочих» (Архивы РГО).

Коми настолько ассимилировались, что «их различие состоит только в языке, многие зыряне знают по-русски, они почти не отличаются от коренных русских» (отчет Вологодского губернатора); «живут деревнями наподобие русских крестьян, к коим они причислены, исповедуют Греко-российскую веру, имеют те же занятия, что и русские, потому и сведений о их числе не имеется» (отчет Архангельского губернатора); «в образе жизни, обычаях и хозяйстве похожи на русских крестьян» (отчет Вятского губернатора).

В условиях обширного Российского государства такой подход был обоснован: для упрочения связей между отдаленными регионами с сильно различающимися природными условиями общность веры и хозяйственной деятельности населения были крайне важны; именно этим аспектам власти уделяли главное внимание. Поэтому традиционная характеристика культурно-просветительской и образовательной политики российских властей той эпохи в национальных регионах как «русификаторской» нуждается в комментарии: такая политика объективно вела к русификации, но не из-за произвола властей.

Власти не ставили задачи обрусения коми, удмуртов, карел и других народов, просто не придавали значения языковым различиям и не видели необходимости использования нерусских языков при просвещении населения Севера. Лишь позднее российские просветители осознали важность лингвистического аспекта и стали корректировать просветительскую и образовательную политики в национальных регионах государства.

Этнические процессы в Коми крае в ХХ в.

Важнейшим фактором развития этнических процессов у коми в ХХ в. стало создание автономий, объединивших большинство этносов. Возникшее у коми в 1917 г. движение за национальную автономию привело к созданию Коми Автономной области в 1921 г., объединившей Усть-Сысольский, часть Яренского и Печорского уездов (население 181 тыс.чел).

В 1920-е гг. границы области неоднократно менялись (был исключен заселенный ненцами район Большеземельской тундры, включены традиционно русские районы на Печоре). Население в 1929 г. составило 235 тыс.чел. (выросло на 30%), из них 92,2% коми (после присоединения «русских» районов доля коми снизилась до 85,0%).

1930-е гг. В рамках автономий создавались лучшие условия для развития коми языка и культуры. В 1936 г. Коми АО преобразована в Коми АССР; но повышение статуса было чисто формальным; лишь с 1994 г. (образование Республики Коми) вновь созданы реальные условия для развития национальной государственности. Доля коми сократилась с 92,2% до 72,5%, а русских возросла до 22%. Численность горожан выросла втрое; доля коми среди горожан упала с 92% до 62%.

Послевоенные годы - один из наиболее трагичных этапов истории Коми края. Хотя этот период достаточно хорошо изучен, оценка событий тех лет страдает идеологическим уклоном, не всегда объективна В 1939 - 1959 гг. население Коми возросло в 2,5 раза (до 815 тыс. чел.) из-за внешней миграции. Меняется состав горожан: коми 14%, русских 60%.

Современный этнический состав населения республики.

В Республике Коми проживает более 100 наций и народностей. Доля коренного населения – коми-зырян – составляет 25% (в Ижемском и Усть-Куломском районах > 75%). Коми относится к финно-угорской языковой группе (кроме них, группа включает венгров, водь, вепсов, ингерманландцев, ижорцев, карелов, коми-пермяков). В настоящее время только в 6 из 20 районов коми составляют >50% населения, причем все эти районы сельские. Процесс урбанизации затронул прежде всего русских, но и коми не остались в стороне: они перестали быть чисто сельским этносом. Сейчас 50% коми – горожане.

Кроме традиционных коми сельских поселений (сел и деревень), на основной этнической территории коми (юг и центр Республики) появились поселки лесозаготовителей (из поселений спецпереселенцев), сейчас это самая большая категория сельских пунктов (30%), в них живет 40% сельского населения. Поселки отличаются от сел и деревень инфраструктурой, своеобразным образом жизни и особенностями труда; во многом они выключены из традиционного образа жизни.

В 85% сел и деревень основное население – коми, в 75% поселков преобладают русские. То есть, на основной этнической территории коми существует развитая сеть инонациональных (русских) поселений, существенно влияющая на этническую ситуацию (напр., рост числа межнациональных браков). Несмотря на многонациональность, село все же более благоприятно для сохранения стабильности коми этноса, чем город. Тенденции изменения этнической ситуации в 1920-1980-е гг. (национальный состав населения, его размещение, доминирование добывающих отраслей промышленности, связанное с промышленным развитием экологическое неблагополучие, разрушение традиционной среды обитания) создают неблагоприятный фон для развития коми этноса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другие публикации

Словения
Территория — страна на юго-восточных склонах Альп общей площадью 20 273 кв. км. Население — 2 010 347 чел. (2006 г.), 2 011 070 чел. (2005 г.). В 90-е гг. темпы ежегодного прироста населения были отрицательными (-0,1%), в 2000-2003 гг. они составили около 0,0%. Ожи ...

Челябинск
Челябинск, центр Челябинской области, в 1919 км к востоку от Москвы. Расположен на восточном склоне Южного Урала на р. Миасс. Высота над уровнем моря - 210-240 метров. Климат умеренно-континентальный. Зима продолжается с ноября по март. Лето непродолжительное, но в от ...

Разделы

Поиск