География - лучший географический портал. Сайты, учебные материалы по географии.

Торговая

Роль Чусовой как торговой дороги то возрастала, то сводилась к нулю. В 1581 году дружина Ермака от Камы поднялась вверх по Чусовой до правого берега Серебряной (Серебрянки) и по последней поднялась на Камень (так называли Уральские горы), дальше по восточному склону спустилась к реке Тагил. Путь по Чусовой был значительно короче всех северных дорог, но для внешней торговли и связей он был закрыт по Государеву Указу. Несмотря на эту закрытость и техническую сложность пути, на нем возникали населенные пункты, имевшие прямое отношение к торговому грузообороту. Помимо Чусовских Городков, у впадения в Чусовую речки Утки (Верхней Утки) строится в 1651 году Чусовская слобода (Уткинская), затем Аятская слобода. С них были таможенные заставы. Сами Строгановы вели торговлю этим же путем.

В 1692 году по Чусовой прошли члены русского посольства в Китае. Один из них, Избрант Идес, писал:

«Плывя по Каме, мы оставили Европу и вступили в Азию… Достигнув азиатской реки Чусовой, мы нашли эту реку далеко не столь приятной, как красавица Кама, хотя и берега Чусовой, впадающей в нее, не менее красивы, привлекательны и плодородны. Путешествие вверх по ней показалось малоприятным. Здесь из-за высокой воды (16 мая) мы за несколько дней продвинулись очень мало и кое-как тянули бечевой с берега.

По прошествии 12 дней тяжелого бурлачения против сильного течения мы прибыли 25 мая к удобному берегу и увидели впервые сибирских татар, именуемых вогулами (возможно, это были Копчик или Бабенки, расстояние между ними верст 20). Должен сказать, что довольно плотно населенные земли по этой реке можно считать самыми красивыми в мире… 1 июня 1692 года мы благополучно прибыли в Уткинский отрог. Это пограничное укрепление построено против башкирских и уфимских татар».

В 1815 году по инициативе тогдашнего управителя Верх-Исетского завода Г. Ф. Зотова был вырыт двухкилометровый канал между речками Топкой, притоком Чусовой, и Решоткой, притоком Исети. Предназначался канал для пропуска воды из Чусовой в Исеть.

Но вскоре канал зарыли из опасения, что обмелеет и без того мелкая река Чусовая и ухудшатся условия сплава по ней. В 1851 году по всей реке сели на мель караваны в полном составе. Для снятия караванов подъем воды осуществлялся путем спуска заводских прудов. Так, Ревдинский пруд давал вал в 2 – 2,5 метра, который шел со скоростью 5 км/час. Пруд спускался в течение полутора суток, после чего уровень воды в Чусовой поднимался на 3-4 метра. Билимбаевский пруд давал вал воды 0, 35 метра, Уткинский – 0, 22, Шайтанский – 0, 17 м.

Через 35 лет, в 1850-м, нижнетагильский крепостной, талантливый гидротехник Клементий Ушков разработал проект реконструкции реки Чусовой, облегчавший условия сплава… А замечательный умелец Утепов доказал возможность судоходства по быстрой реке, построив первый на Урале пароход «Опыт». Но энтузиасты не получили поддержки, а барки продолжали разбиваться о чусовские бойцы. С 1857 по 1861 г. г. на Чусовой разбилось 50 барок. Сколько погибло людей, неизвестно.

В 1861 году Чусовая из Горного ведомства перешла к ведомству Путей Сообщения, которое командировало специального чиновника-инженера для устройства мер безопасности. Грузопоток с 3 094 000 пудов в 1862 году достиг 8 049 000 в 1873 году. Правда, в следующие годы он спал до 6 700 000 пудов и до 90-х годов держался примерно на этом уровне.

Другие публикации

Амазония
В общих чертах Амазония представляет обширную плоскую равнину со сплошным покровом гилей на оподзоленных красноцветных латеритных почвах в условиях влажного экваториального климата. Однако типичные экваториальные ландшафты присущи лишь Западной Амазонии. Восточная Ама ...

Относительная геохронология
Стратиграфия — наука, изучающая последовательность слоев земной коры — развивается уже более 200 лет. За это время проделан колоссальный объем работы, суть которой заключается в двух основных действиях. Первое действие — расчленение, то есть выделение и описание слое ...

Разделы

Поиск