География - лучший географический портал. Сайты, учебные материалы по географии.

Иконописные географические чертежи

Страница 2

Под термином "икона-карта" предлагается понимать те изображения древнерусской живописи XVI-XVII вв., которые насыщены элементами содержания географического характера (реки, озера, крепости и т.п.) и почти всегда имеют соответствующие надписи-топонимы. Некоторые изображения этого ряда памятников несут и значительную житийную нагрузку, на некоторых она, практически, отсутствует. Объединяет их и один картографический прием – почти все они ориентированы на восток. Это хорошо видно по изображениям и Пскова и Новгорода: реки и Великая и Волхов в их городских пределах имеют строго меридиональное направление, Детинец Новгорода, как известно, расположен на левом берегу Волхова, а Псковский кремль на правом берегу реки Великой.

Показателен и другой факт: русский географический чертеж, практически, прекратил свое существование к 1700 году, когда отечественная картография, можно сказать, перешла "на западно-европейские рельсы", когда видимый образ местности был заменен математически строго-плановым, сухим, но геометрически точным. В XVI-XVII вв., в эпоху процветания русского географического чертежа, хотя и не отличавшегося строгим постоянством масштаба по полю карты и строгим геометрическим подобием изображения объекту, на первый план выдвигается богатый набор других жизненно-важных сведений о местности: принадлежность земельных угодий, положение линий их границ, не путем их координатной привязки, а с помощью четких указаний их положения относительно ближайших ориентиров – изломов рек, оврагов, искусственных межевых признаков - ям и столбов.

Причем все эти объекты, как созданные самой природой, так и человеком, отображаются не сухими черточками или пунсонами, а значками-рисунками близкими к действительному виду каждого отдельного объекта, вплоть до грани-насечки на стволе отдельного дерева. Ярким свидетельством этого факта является фрагмент рукописного русского географического чертежа второй половины XVII века, составленного на Псковщине, на земли по берегам реки Сороти – на какой географической карте последующих эпох можно увидеть такое уважительное изображение скромного погоста?

Весьма показателен и еще один факт. По данным фундаментального справочника "Словарь книжников и книжности Древней Руси XI-XVI вв." [М., Наука, 1987, в 2 тт.] числится 340 имен авторов, большинство литературных произведений той эпохи анонимно. В области древнерусской живописи к 2003 г. выявлено более 2,8 тысячи имен русских иконописцев [Словарь, 2003]. На многолетнем пути поисков их имен исследователи неоднократно отмечали те случаи, когда иконописцы принимали деятельное участие и в создании географических чертежей, называя себя "чертещиками". Пока не определена доля чертежных и чисто иконописных работ среди работавших "под монастырскими сводами", но показательно следующее: древнейшее упоминание о факте создания картографического произведения – "града во градце" на стене княжеского дворца в Москве принадлежит Епифанию Премудрому, который в письме 1415 года говорит об этом творении выдающегося иконописца Феофана Грека.

На рисунке приведено изображение русской иконы, имеющей подписанное название. На ее верхней рамке затейливой вязью (наш современник прочтет не без труда) нанесена золотом надпись - "Обитель Святой Живоначальной Троицы преподобного отца нашего игумена Сергия". Автору этой иконы-карты, вероятно, не однажды приходилось составлять такого рода изображения и на бумаге – обычные географические чертежи. Кроме принятой восточной ориентировки и нанесения красной краской названий храмов, неизвестный нам автор также каллиграфически выводит и обычные для карт пояснительные надписи – "ледник, погреба, кельи, полата казенная".

Икона-карта Троице-Сергиева монастыря, созданная в середине XVII века, является единственным изображением объекта Подмосковья. Как ни удивительно, но не сохранилось ни одной иконы-карты Москвы или ее частей. Это тем более странно, что Москва XVII cтолетия – единственный русский город, имевший две цеховые организации художников: "жалованных" иконописцев при Оружейной палате и городских художников Иконного ряда [Молева, 1969].

Страницы: 1 2 3

Другие публикации

Рассмотрение, регистрация проектов и программ на производство топографо-геодезических и картографических работ
1. Топографо-геодезические и картографические работы могут производиться предприятиями только после рассмотрения и регистрации технических проектов или программ на каждый конкретный объект работ в инспекциях госгеонадзора или органах архитектуры и градостроительства. ...

«Река-река-река-река»
Гидроним «Чусовая», к сожалению, точного, научного перевода не имеет. Корень «чус» очень древний и, вероятно, возник где-то в пятом веке до нашей эры у племен чуди – древнейшего поселения, оставившего после себя городища и могильники, язык которого не известен ученым ...

Разделы

Поиск