География - лучший географический портал. Сайты, учебные материалы по географии.

Иконописные географические чертежи

Страница 1

Топограф А.Ф.Вельтман, выйдя в отставку после окончания русско-турецкой войны 1828-1829 гг. в чине подполковника, направлялся из Петербурга в Москву. Остановившись ненадолго в Новгороде, он сделал удивительное открытие и первым ввел в научный оборот целый пласт новых памятников древнерусской культуры – иконописные географические чертежи или карты-иконы [Вельтман, 1834].

Александра Фомича поразило древнее изображение Новгорода, находившееся в иконостасе Знаменского собора под чудотворной иконой Знамения Богородицы: "Если бы Вы знали, как хитро влюбила меня глубокая древность в непостижимую красоту свою". Не эта ли встреча круто изменила вторую половину его жизненного пути, когда бывший военный становится литератором, археологом, а с 1854 г. директором Оружейной палата Московского Кремля? Памятник отечественной живописи и картографии из Знаменского собора Новгорода Вельтман описал очень кратко, подчеркнув, что он лишь "не прошел мимо сего изображения, желательно, чтоб кто-нибудь обратил на него строгое внимание и издал его вполне, этого мы ожидаем от ученых".

Позже это древнее изображение Новгорода было названо "Знаменским", многие исследователи упоминали и воспроизводили его, но только один Вельтман, будучи профессиональным картографом, не забыл указать его размер – "19 дюймов в диаметре". Где сейчас находится эта икона, неизвестно.

Издревле человек стремился к познанию окружающего пространства и отображению его на каких-либо материальных носителях. На скалах и глиняных пластинках, дереве и бумаге он наносил не только сведения о протяженности и взаимном расположении объектов, но и подчеркивал некое особое значение некоторых, отнюдь не материальное, обнаруживая тем самым свое собственное мировоззрение.

Наиболее ярким примером такого миросозерцания и мироотражения являются памятники древнерусской живописи – иконы и миниатюры. Среди иконописных произведений, большая часть которых создана "по образу и подобию", по нерушимым каноническим правилам православной культуры, сохранилось заметное число удивительных изображений местных святых, сюжетов их житий, связанных с конкретными событиями на данной территории.

Благодаря следующей публикации на аналогичную тему знаменитого искусствоведа-энциклопедиста В.В.Стасова для истории отечественной культуры сохранилось еще одно древнее иконописное изображение, на этот раз Пскова [Стасов, 1861]. Во время Великой Отечественной войны оба эти изображения, и Пскова, и Новгорода, погибли. Икону-карта Пскова более поздней даты, но близкая по композиции утраченному называют "Видением старца Дорофея", достаточно верно отображает геометрию местности, лишь нанесение практически на самый берег реки Великой Псково-Печорского монастыря (в нижнем левом углу) несколько нарушает постоянство масштаба иконописного изображения. Житийная нагрузка памятника посвящена действительному событию – героической обороне Пскова при его осаде войсками польского короля Стефана Батория в 1581 г. К счастью, заметное число такого рода произведений, которые можно назвать "картами-иконами", сохранилось и находится в распоряжении и храмов и музеев. Однако выявлено далеко не все и нет еще в нашем распоряжении их сводного каталога, типа каталога рукописей или старопечатных книг.

Показательно сравнение: древнейший сохранившийся русский географический чертеж на бумаге (так на Руси называли до XVIII столетия географические карты) – "Чертеж земель по реке Солонице" датируется примерно 1530 годом (составлен иноком Троице-Сергиева монастыря), а соответственно, древнерусская икона-карта – "Видение пономаря Тарасия" 1505 годом. Это произведение весьма солидного размера (162х150 см) хранится в Москве в храме Василия Блаженного. Правая рамка этой огромной иконы режет надвое озеро Ильмень, из которого, изгибаясь, вытекает река Волхов. По обоим берегам реки нанесены наиболее значимые сооружения Великого Новгорода с названиями: Каменной город, Георгиев монастырь и др. У левой рамки иконы в более крупном масштабе изображен Хутынский монастырь, на колокольне которого находится пономарь Тарасий. Согласно преданию именно здесь, на колокольне, Тарасий увидел Богоматерь, которая поведала ему о прекращении загадочной эпидемии, опустошившей город в 1505 г. Подробность этого изображения так высока, что можно различить не только архитектурные детали звонницы Софийского собора на левом берегу Волхова, но даже стрелки часов на Западных воротах Детинца.

Страницы: 1 2 3

Другие публикации

Периодизация истории Земли. Геохронологическая шкала.
На основании изменений в развитии органического мира вся история Земли подразделяется на несколько геохронологических этапов (эра период и т.п.), которым соответствуют определенные комплексы отложений (группы, системы и т.п.). В течение этих этапов в различных районах ...

Лакцы
Лакцы, лак (самоназв.), народ в Росийской Федерации. Живут в центральной части Нагорного Дагестана (Лакский и Кулинский районы), часть переселилась на равнину (Новолакский и др. районы), в города и за пределы Дагестана (Ставропольский край и др.). Общая численность - ...

Разделы

Поиск