География - лучший географический портал. Сайты, учебные материалы по географии.

История развития московского метрополитена. метрополитен сегодня.

Страница 1

Тоннели метрополитенов относятся к категории капитальных сооружений, срок службы которых планируется не менее чем на столетие. Поэтому не случайно теоретик метростроения П.И.Балинский, анализируя факторы, влияющие на жизненность таких внеуличных транспортных систем, зависимых , главным образом, от численности и подвижности населения крупнейших городов, обращается к периодам такого масштаба.

К началу прошлого столетия, когда появились метрополитены, население самого крупного города планеты - Лондона достигло миллиона человек (в 1800 г. - 950 тыс., а уже в 1801 г. - 1 млн.145 тыс.чел) и продолжало возрастать.

Нашествие Наполеона превратило пылающую столицу в почти безлюдный город. Но всего два года спустя город стал быстро оживать. В английской столице в 1814 году Александру I представили члена Лондонского королевского общества, талантливого военного инженера Марка Брюнеля. Речь зашла о насущной проблеме устройства постоянной шоссейной переправы через р.Неву в Петербурге, в результате чего с Брюнелем был заключен контракт на ее проектирование. Начатую в 1814 г. работу он передал русским заказчикам в начале 20-х гг. в двух вариантах: мостовом и тоннельном. Вариант подводного тоннеля возник вследствие опасения разрушения опор моста плывущими льдинами. В основе проекта оказалось замечательное изобретение - тоннелепроходческий щит, ставший впоследствии наиболее эффективным средством метростроения не только в России и Англии, но и во всем мире. Идея возникла при наблюдении за морским моллюском-древоточцем, пробуривавшим своей раковиной отверстия в обломках затонувшего корабля. В первых эскизах Брюнель представил механическую копию такого цилиндрического червя для бурения тоннелей со сборной тюбинговой обделкой, монтируемой по спирали, - настоящего предшественника будущих механизированных щитов. Брюнеля не отпустили в Россию. Страну, с которой он имел официальные деловые связи, и, лишившись поддержки скончавшегося в 1825 г. Александра I, он остался в Лондоне. Брюнель переработал чертежи применительно к местным условия р.Темзы, сходным с Невой.

В 1863 г. произошло главное событие в истории метростроения - пуск первого в мире 3,6-километрового подземного участка внеуличной железной дороги в Лондоне. В 1863 г. парламентская комиссия одобрила сооружение подземной кольцевой линии общей протяженностью 30 км. Она откралась в 1884 г.

Большое внимание привлекла постройка первой электрофицированной линии в Париже, с которой могли ознакомиться многочисленные посетители Всемирной выставки 1900 г. Активное участие в создании этой и нескольких последующих линий принимал русский инженер, энтузиаст отечественного метростроения С.Н.Розанов.

Наступило время уверенной прокладки подземных линий метрополитенов в Берлине, Гамбурге, Филадельфии, Мадриде, Барселоне, Токио. Началась борьба за метрополитен в Петербурге и Москве.

Перед первой мировой войной транспортный кризис в Москве резко обостирлся, в результате чего появилось несколько новых предложений метрополитена, инициированных Городской Управой. Населенность Москвы к 1915 г. достигла двухмиллионой отметки и, казалось, что проблема приобретает облик реальности, но помешали военные и революционные события, преобразовавшие страну.

Для быстрейшего восстановления городского коммунального хозяйства в Москве было создано управление МКХ. Работу в нем возглавили опытные инженеры К.С.Мышенков и С.Н.Розанов, перешедшими в 1931 г. в организованный "Метрострой". Проходка в этом же году началась с опытного участка по рабочим чертежам Технического отдела Управления Метростроя, а затем - Метропроекта, выпущенным под руководством проф.В.Л.Николаи. Постройка первого в мире Лондонского и первого в нашей стране осуществлялась по чертежам, разработанным еще до создания строительных организаций: в Лондоне - Брюнеля, а в Москве - опытного тоннеля С.Н.Розанова.

Сооружение линии 1 очереди велось с неподдельным энтузиазмом, а пуск первого в России метрополитена ознаменовался, как подлинный праздник.

Сегодня невозможно себе представить нашу столицу без самого быстрого и эффективного городского транспорта - метрополитена. Общая длина подземных магистралей превысила 250 км и продолжает расти. Ежедневные перевозки достигли 8,7 млн. пассажиров. Все это обеспечивается неустанным трудом 30-тысячного коллектива метрополитена.

Московский метрополитен - первенец отечественного метростроения - с момента своего открытия в 1935 году занимает ведущее положение в отрасли, являясь флагманом научно-технического прогресса в системе метрополитенов страны.

Страницы: 1 2 3

Другие публикации

Ареалы преимущественного социально-экономического развития Ярославской области и возможные пути преодоления диспропорций
Наша Россия - страна регионов. Ярославская земля относится к рядовым и в то же время к особым регионам Центральной части страны. Сопоставимая по площади (но не по численности населения) с островом Тайвань (Китайской республикой), она сегодня стремится найти свое собст ...

Пакистан
Площадь: 803,9 тыс. км2. Численность населения: 137 млн. человек (1997). Государственный язык: урду. Столица: Исламабад (201 тыс. жителей, 1997). Государственный праздник: День независимости (14 августа, с 1947 г.). Денежная единица: пакистанская рупия. Член ООН ...

Разделы

Поиск