География - лучший географический портал. Сайты, учебные материалы по географии.

Изменение межотраслевых и территориальных пропорций в хозяйстве Центрально-Черноземного района в 1990-е годы и их последствия

Страница 2

Все это привело к резкой деформации отраслевой структуры хозяйства района в целом, и в особенности – в сфере промышленного производства. Коньюнктура рынка, установление монопольно высоких цен на некоторые виды продукции черной металлургии и электроэнергию обусловили противоестественное (в конкретных условиях ЦЧР) увеличение их удельного веса в совокупном промышленном производстве района. К 2000 году суммарная доля черной металлургии и электроэнергетики в общерайонной отраслевой структуре промышленности ЦЧР по сравнению с началом 1990-х годов возросла более чем в 2,5 раза и составила почти 49% (35% – черная металлургия и 13,7% – электроэнергетика). Конечно, черная металлургия в ЦЧР имеет немалые возможности дальнейшего развития и наращивания объемов производства – от товарной железной руды до выпуска специальных сортаментов проката. Но, к сожалению, не это явилось причиной вышеназванного увеличения ее удельного веса в промышленности района, а только еще больший спад производства в других отраслях. Между тем, изменившееся геополитической положение ЦЧР в связи с распадом Советского Союза превратило именно Черноземный Центр в наиболее выгодный экспортный район России по линии железорудной промышленности и всего комплекса черной металлургии.

Чрезвычайно неблагоприятная ситуация в 1990-х годах сложилась в машиностроении ЦЧР, что в значительной степени было связано с его структурными особенностями. Они заключаются прежде всего в большом удельном весе в структуре машиностроения таких наиболее сложных и наукоемких его отраслей, как радиоэлектроника, приборостроение, полупроводниковая техника, к тому же в значительной степени включенных в состав ВПК. Но именно эти виды машиностроения, как известно, в 90-е годы испытывали наибольшие трудности из-за потери большей части госзаказов и сложностью перехода к новым условиям хозяйствования. Поскольку указанные подотрасли машиностроения ЦЧР в наибольшей мере сосредоточены в Воронеже и Курске (особенно в Воронеже), отмеченная ситуация привела к крупным изменениям в межобластных, территориальных пропорциях масштабов производства как в самом машиностроении, так и во всей промышленности. В валовом районном промышленном производстве доля Воронежской и Курской областей существенно сократилась за 1990-е годы (примерно на 12 процентных пункта для Воронежской области и на 5 – для Курской). Кроме того, это сокращение для Воронежской области усугубилось также почти полным прекращением выпуска сельскохозяйственной техники, оборудования для пищевой промышленности и дорожно-строительной техники. Положение в воронежском машиностроении также существенно осложнено контрпродуктивным и необоснованным отказом Аэрофлота от закупок современных авиалайнеров ИЛ–96-300, не уступающих по своим летным качествам аналогичным зарубежным образцам. Заметим, кстати, что так называемые “президентские” самолеты изготавливались как раз в Воронеже.

Резкое падение производства в наиболее современных, прогрессивных его отраслях, в особенности в наукоемком, высокотехнологичном точном и сложном машиностроении и химии полимерных материалов привело к качественному ухудшению отраслевой структуры промышленности не только Воронежской и Курской областей, но и ЦЧР в целом. В результате эта структура стала больше походить на структуру промышленности одного из восточных районов страны (с преобладанием металлургии и электроэнергетики), чем на такую, какая уже давно характеризует старопромышленные районы России с наиболее науко- и трудоемкой промышленностью. Деградация этих отраслей крайне негативно сказывается и на состоянии связанного с ними целого комплекса научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, функционирующих в районе. В целом по району доля машиностроения в структуре валовой продукции промышленности сократилась к 2001 году до 16%.

Страницы: 1 2 3 4

Другие публикации

Санта-Роса-де-Окопа
Отправляясь в путь, нам пришлось выслушать немало рассказов о коварстве гор, опасных переправах через реки и частых горных обвалах. Наш путь лежал в Уанкайо. Большинство приезжих добираются сюда по железной дороге — самой высокогорной в мире. Она берет начало от главн ...

Ставрополь
Ставрополь, центр Ставропольского края, в 1621 км к югу от Москвы. Крайние высотные отметки - от 230 до 660 м над уровнем моря. Население: 354 600 человек (2002). Мужчин: 45,8%. Женщин: 54,2%. Площадь в 242 кв. км. Территория вытянута с юго-запада на северо-восток н ...

Разделы

Поиск